Тамара Ян В НАЧАЛЕ ПУТИ
Получила Ваше письмо и уже послала в ЦГАЛИ свое разрешение [на использование писем – С.Я.]…
Что касается писем С. Гудзенко – у меня было всего 3-4 открытки от него и, по-моему, одно письмо, но в один из переездов пропала часть моего архива и, к сожалению моему глубокому, и открытки, и письмо С. Г. Если вдруг отыщется хотя бы одна открыточка – вышлю Вам без промедления, понимаю, какое важное дело Вы делаете…
С. Гудзенко был руководителем семинаров, в которых я была – в 1950 г. в Волгограде, на Волгоградской конференции писателей Поволжья и в 1951 г. в г. Москве, на II-ом Всесоюзном совещании молодых писателей.
Для меня это было самое начало моего литературного пути. И встреча с таким талантливым поэтом, каким был С. Гудзенко, его критические замечания и добрые напутствия тогда значили для меня очень многое. Поставили какие-то главные вехи – я бы так сказала, – которые вели меня и в дальнейшем. И не только в стихах, а – как ни странно – и в драматургии.
11 октября 1985
Москва
ПИСЬМА ЯН ТАМАРЫ ГЕРМАНОВНЫ ГУДЗЕНКО С.П.
(РГАЛИ ф. 2207 оп. 1 е.х.178)
(л. 1 16/I-51) Уважаемые Михаил Кузьмич и Семён Петрович! Обращаюсь к Вам, как к руководителям Сталинградского семинара, в котором я была. Прошу Вас – наберитесь терпения, прочитайте мою поэму.
Мне, со своей стороны, очень хочется верить, что Вы сделаете это и поможете в работе над ней (т.е. поэмой).
С уважением Тамара Ян.
16/I-51 г. Казань, ул. Чернышевского 18, кв.18
(л. 3) На конверте адреса: Москва, ул. Чайковского, д. 13, кв. 23
Семёну Гудзенко
Обратный адрес: Казань, Чернышевского, 18,
4-е общежитие, кв. 18 Т. Ян
(л. 2) Уважаемый Семён Петрович! 30/I-51г.
Вашу открытку получила. Благодарю. Рада, что над поэмой стоит работать. Еще более буду рада, если Вы сможете мне написать (очень коротко), в каком направлении мне сейчас следует работать. Совещание, по последним сведениям, произойдет во второй половине марта, – у меня впереди около двух месяцев, и я бы могла их использовать. Напишу Вам, что меня мучает. Кое-кто из моих товарищей указывает мне (и очень настойчиво), что поэма обязательно должна иметь строгий сюжет с завязкой, кульминацией, развязкой, с конфликтом, единым сквозным действием и т.д. Так ли это? Если так, то, значит, весь мой труд напрасен, т.к. я замыслила свою поэму несколько по-другому.
Меня этот вопрос очень волнует. Если Вы поможете мне в нём разобраться, я буду Вам признательна.
С приветом Тамара Ян.
(л. 5) На конверте адреса: Москва, ул. Чайковского, д. 13, кв. 23
Семёну Гудзенко
Обратный адрес: Казань, Чернышевского, 18,
4-е общежитие, кв. 18 Т. Ян
(л. 4) Казань Уважаемый Семён Петрович! 15.IX.51г.
Одна участница совещания передавала мне, что Вы спрашивали – не обиделась ли я за критику? Нет, я не обиделась на Вас за критику – Вы были совершенно и, безусловно, правы.
Я обиделась на себя за то, что посмела приехать в Москву с плохими стихами.
Сейчас я уже не жалею, что привезла в Москву слабые стихи. Для меня это было хорошей школой. Я многое поняла, передумала, переболела. И, кажется, нашла главное – я знаю, что мне нужно.
Все эти месяцы я много работала, заново написала (в основном, конечно) поэму о студентах ("Казанский университет"). И теперь, когда я её кончаю, оказалось, что она почти полностью соответствует тем представлениям о поэме, которые однажды Вы мне изложили в письме, хотя – если уж совсем честно признаться – я шла не от них, а от жизни, Это удивительное совпадение меня очень обрадовало. Значит, я на верном пути. По-настоящему признательна Вам за это.
В конце этого месяца хочу выслать Вам поэму. Будет время – прочтите и помогите мне довести её до завершения.
С приветом Т. Ян