Ольга Исаевна Гудзенко. О сыне
Воспоминания Ольги Исаевны Гудзенко публикуются в редакции сборника "Час ожидания атаки: стихи, письма, дневники", составители: Е.Симонова-Гудзенко, Д.Шеваров. - Нижний-Новгород : ДЕКОМ, 2020 Все права защищены
Семён рос наблюдательным, пытливым мальчиком. Энергичный, живой, он был скор на выдумки, затейник интересных игр, всегда собирал вокруг себя товарищей. С трёх лет воспитывался в детском саду. По отзывам воспитателей, в играх, в сказках, рассказах он всегда что-то добавлял, придумывал, изменял. Любил рисовать; рисуя, всегда рассказывал содержание рисунка.
Семи лет Семён пошёл в школу-десятилетку. Учился на хорошо и отлично. В первом и втором классе он особенно не выделялся, только стихов знал больше, чем другие ребята, бойко отвечал, хорошо рассказывал. К восьмилетию мы ему подарили общую тетрадь. Он стал записывать свои «творы».
В 1930 году он перешел во второй класс. Летом этого года он отдыхал в санатории, написал там песню, всем понравилось, он был доволен. Уже дома написал вторую.
Старше становился Семён и уже не всем показывал свое творчество. Становился строже к своим работам. Уже в третьем классе он много читал, начал понимать красоту художественной литературы, поэзии. К домашней библиотеке прибавилась школьная. Когда он был в пятом классе, ребята стали выпускать литературно-художественный журнал. В нём появились стихи Семёна.
В 1935 году во время экспедиции по Средней Азии трагически погиб всеобщий любимец учитель-биолог. Семён написал стихотворение, посвященное любимому учителю-другу.
В 1937 году к столетию со дня гибели А.С. Пушкина ученикам седьмых классов было дано задание написать сочинение, посвященное памяти поэта. Класс был сильный, и работы получились хорошие, отличные. Семён написал сочинение в стихах. И оно получило признание не только в школе. Республиканская юбилейная комиссия отметила его первой премией: ежемесячная стипендия и ежегодная путевка в Артек до окончания средней школы. В журнале «Молодая гвардия» за март 1937 года была помещена фотография Семёна: «С. Гудзенко — молодой поэт школы, ученик 7-го класса, комсомолец».
В 1939 году к юбилею Т. Г. Шевченко был объявлен конкурс на классное сочинение. Семён написал три стихотворения, посвященных поэту-юбиляру. 1. Дума о Тарасовой могиле. 2. Поэту-борцу. 3. Дума о великом Кобзаре. Комиссия Наркомпроса премировала его ежегодной путевкой в Лузановский пионерлагерь (Одесса) и назначила ему еще одну стипендию до окончания средней школы.
Вот вы и познакомились с первыми шагами в творческом пути Семёна. Он увлекался спортом, особенно лыжным и парашютным. Умение ходить на лыжах и управлять парашютом пригодилось ему на войне.
В 19З8 году тяжело и долго болел отец Семёна, в конце года он умер. Это большое горе мы тяжело переживали. Семья была дружная, и тем сильнее была утрата.
Семён с 5-го класса мечтал о далёких путешествиях. К выпускному вечеру их класс приготовил литературно-художественную газету: художники дали в рисунках каждого при его будущей специальности, пограничник на лошади, собака впереди бежит, медики с термометрами, инженеры с циркулями, а Семён (он мечтал о Чёрном море) — с дорожным мешком на плечах. Об этом же строчки из записной книжки:
Что нужно путнику?
Хлеб,
сон
и люди.
Стою над Курою
И счастлив я на треть,
Что я всю ночь могу смотреть
На звезды
над рекою.
Уже в последних классах школы Семён мечтал о Москве, об ИФЛИ (был до войны в Москве институт истории, философии и литературы имени Чернышевского). Когда в 1939 году он закончил школу, решил непременно поступить в этот институт. Отправил документы и радовался. И вдруг получил извещение, что к экзаменам в институт его не допустят, так как ему нет восемнадцати лет (в марте ему исполнилось только 17).
Сначала он не хотел мне ничего говорить, не хотел огорчать меня. Потом рассказал. Напомнила ему, что советовала в автобиографии написать о своих литературных премиях, послать стихи. Он тогда наотрез отказался это сделать. К чему? Он не любил говорить о своих успехах, «высовываться». Теперь пришлось все-таки и о премиях написать, и стихи приложить. Он сам отвёз все документы в Москву. И его зачислили в институт. А после первого же институтского вечера, на котором Семён читал стихи, его приняли в свою семью и ифлийские поэты-студенты.
22 июня 1941 года была объявлена война. Семён перешёл на 3 курс. Очень скоро Миша с группой товарищей ушел добровольцем на фронт. После занятия родного города Киева его посылают в Академию имени Куйбышева. В конце 1942 года он снова на фронте, а в августе 1943 года в эвакуации я получила извещение, что Михаил «в бою за социалистическую Родину, верный военной присяге, проявив геройство и мужество, был убит 10.8.43 г.».
В июне 1941 года Семён ушел добровольно защищать Родину.
Его зачислили в парашютный и лыжный отряд. Он партизанил в тылу врага. В лыжном отряде погиб его товарищ (по фронту) Лазарь Паперник - Герой Советского Союза. Ему посвятил Семён свою поэму «Герои-лыжники». Это была его первая поэма. В январе 1942 года Семён был тяжело ранен. В госпитале, когда уж стал он поправляться, записал Семён много стихов, сделал много заметок в записной книжке. После выздоровления он вернулся в свою часть.
21 апреля 1943 года Семёна приняли в члены Союза советских писателей. Вскоре ЦК ВЛКСМ, получив согласие командования, командировал его в бригаде «Комсомольской правды» в Волгоград (Сталинград). Это была выездная редакция «Комсомольской правды» в Сталинграде. Их было трое: редактор, художник и поэт. За время пребывания там (май — ноябрь 1943 года) Семён написал 18 текстов к художественным плакатам, 22 стихотворения и 52 различные литературные работы (очерки, рассказы, статьи о людях завода — защитниках города-героя). Там в Сталинграде вышла книжечка его стихов «Сталинградская тетрадь», она содержит 12 стихотворений.
Вся выездная редакция работала на заводе СТУРТ (ремонт танков). Семён плотничал. Был премирован за помощь в ремонте танков редколлегией «Комсомольской правды» и награждён наркомом строительства значком отличника.
В ноябре 1943 г. Семён вернулся в свою часть. Позднее он участвовал в качестве военного корреспондента в боях за взятие Будапешта, Вены, Праги. Демобилизовался он осенью 1945 г. Награжден орденом «Красная Звезда», медалью «Партизану Отечественной войны» и еще шестью медалями.
Семён из армии привез с собой много фронтовых газет, где печатались его стихи, сборник стихов «Однополчане» (1944 г., издательство «Советский писатель», Москва, тираж 5ооо экз.). Привез свои фронтовые записные книжки. Первое время по возвращении с фронта ему, как и многим участникам войны, необходимо было побольше быть среди людей, делиться пережитым.
Очень трудно было переключиться на спокойную работу в мирных условиях, трудно было засесть за учебу, хотя он уже подал документы и был зачислен в Литературный институт имени Горького. Тяжелый, страшный, фронтовой путь. Потери товарищей, друзей, потеря родного брата на Смоленском фронте и пяти двоюродных братьев-ровесников-товарищей.
Единственный выход — быть на людях, делиться с ними своими думами, рассказывать о войне, о своем поколении. Семён очень много выступал вместе с Межировым, Лукониным, Левитанским, Долматовским. Эти выступления постепенно ввели его в мирную жизнь.
В 1946 году по командировке Союза писателей он поехал в Закарпатье. Побывал там и в 1947 г. (июль-август). А в 1948 году был издан сборник «Закарпатские стихи».
В июне-июле 1948 г. Семён ездил в Туву. От этой поездки остались путевые заметки и стихи.
Затем Семён поехал в Среднюю Азию и там пробыл с 1-го июня до 15 августа 1949 г. Его путь — Кушка — Ташкент — Сталинабад. Там он жил в казармах, со всеми солдатами участвовал в учениях, а впоследствии и в маневрах, во всей амуниции простого солдата. Побывал с ними в долгих, тяжелых походах, в глубоких, горячих песках пустыни, где днем температура была свыше бо градусов. Сдружился с солдатами, они полюбили друг друга. Солдаты доверяли ему свои личные тайны. Давали читать письма своих любимых девушек, письма от родителей, советовались о будущей профессии. Дружба с этими солдатами сохранялась еще долго, долго...
Семён написал поэму «Дальний гарнизон». Печать, особенно военная приняла ее очень хорошо. Много писем приходило от солдат.
Лето 1951 года Семён, его жена Лариса, совсем маленькая дочь —
наше молодое поколение,
от рожденья сто четыре дня...
— и я прожили на даче. Я разделяла с ними их большое счастье. Жили радостно. Огорчало нас, взрослых, только то, что Семён очень много работал. Сколько я ни просила, не помогало, и просьбы Ларисы не помогали. Он жил в стихах, спешил их закончить. Одновременно сотрудничал в «Литературной газете». Он ездил в город, правда, только два раза в неделю. В конце сентября у него начались головные боли. Мы вернулись домой в Москву. После первой очень серьёзной, операции поправился. Написал прекрасные стихи, отдыхал в санатории и дома. Опять головные боли, вторая операция (1952 г.). Поправлялся медленно, был лежачим больным, писал стихи во время передышек между сильными болями. Последние стихи написал в ноябре-декабре 1952 года.
Его товарищи — кто проездом бывает в Москве, обязательно заходят ко мне повидаться. Иногда вписывают пару строчек из его стихов школьных лет:
Там синело небо — траурный шёлк.
Встречал бы там ночи и зори.
И всё-таки рвёшься из этих чудес
Ближе к Чёрному морю.
Эти четыре строчки записала знакомая по школе и МИФЛИ, в настоящее время она преподает литературу в пединституте в г. Кировограде. Ведь все тетради детских и ранних юношеских стихов Семёна погибли в Киеве во время налета фашистской авиации. А кто и фотографию привезёт в память о нём. Они знают, что у меня ничего не осталось.
Друг, товарищ родной убит.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Нашу дружбу годы ковали,
Мы стихи слагали о ней,
Ни любовь, ни заботы, ни дали
Не отнимут моих друзей...
Это стихотворение состоит из 46 строк, оно написано в 1938 г. Записала его Руслана Евсеевна Куценок в 1961 году, одноклассница Семёна, когда была у меня проездом из Луганска в Киев. Оно ещё не опубликовано.
...Всем, всем щедро наградила природа Семёна: добрым сердцем, уменьем любить людей, энергией, работоспособностью, хорошей внешностью и талантом — блеснул как молния и погас.