Письма Рядченко Ивана Ивановича Гудзенко С.П.

                                                                                                                (РГАЛИ ф. 2207 оп.1 е.х.163)

(л. 1)                                                   Уважаемый тов. Гудзенко!
Извините, что пользуюсь Вашим адресом; у Вас как будто должен был остановиться Виталий Петльованный, которому я не успел передать стихи и который оставил мне Ваш адрес. Прошу передать ему моё письмо или, вернее, содержимое конверта. Ничего не имел бы против, если б Вы глянули на мои стихи и черкнули пару строк!
Заранее благодарен
С приветом!
И. Рядченко
Г. Львов
27. XI. 47 г.

 

(л. 2-2об.)                                            Дорогой тов. Гудзенко!
Я искренне признателен Вам за письмо и внимание – Москва этими «штучками» балует редко… Особенно приятно мне, что Вы нашли время не для бюрократической отписки, а для теплого – по-человечески – письма. Что касается положений, выдвигаемых Вами в письме, то большинство из них я воспринял, а если и с чем-либо не согласен, Вы, надеюсь, не будете за это на меня в претензии.
В отношении критики должен сказать, что отношусь к ней всегда по-деловому (это не в порядке рисовки, а просто серьёзно!) и считаю, что она помогает расти. Я, конечно, пишу не только a la Щипачёв, но и эпос, и лирику, и даже баллады. С Вашего разрешения я постараюсь познакомить Вас со своим «репертуаром».
Если интересно, могу познакомить Вас и с «Львовским пейзажем».
Реформа оказала странное влияние и на Виталия, и на Васю Глотова: у обоих глаза приняли несколько растерянное выражение, ибо цены на spiritus vinus не упали. Вася сделал теперь всеобщим эквивалентом сахар и так и говорит:
– Привет! Знаешь, пропил вчера три кило сахару…
Один Беляев, кажется далеко небезызвестный Вам, разбрызгивает по всему Львову смех и остроты, вроде:
– Здравствуйте? Кого? Алексеева? (Далекого). Видел, как же… Организовывает на Академической половое наступление…
Вобщем – настроение бодрое. Видел Ваши стихи «Война и мир» напечатанными (кажется за 14.XII.47) в «Сталинском знамени», Хотел послать Вам газету, но Глотов торжественно обещал, что вышлет сам. Впрочем, он нетороплив.
Большой привет Вам от Виталия и от того же Глотова.
Если мятежная судьба литератора снова закинет Вас к нам во Львов, буду рад принять Вас у себя.
Не сердитесь, если пришлю стихи!
С искренним приветом.
И. Рядченко
Г. Львов
21. XII.47

 

(л. 3-3об.)                                                Уважаемый тов. Гудзенко!
Открытку Вашу получил; спасибо за внимание. Скоро у меня окончатся экзамены в университете, и тогда, пожалуй, пришлю Вам посмотреть немного стихов.
Союз писателей недавно устроил мой вечер в Доме культуры (где когда-то Вы читали стихи). Небезызвестный Вам Вл. Беляев, как говорится, подложил мне свинью: он должен был делать вступительное слово, но вместо этого не явился, прислав вместо себя оглушительно-разгромно-оскорбительную рецензию, из коей следует, что выступать мне ещё рано, лет с пяток нужно подождать… Впрочем, в рецензии есть пять-шесть дельных и метких замечаний, но для трёх листов текста это, кажется, немного…
Собственно, я не очень удивился, ибо Вл. Беляев с самого начала нашего знакомства (уже год!) в силу некоторых качеств своего характера, относится ко мне с показным пренебрежением: дескать, что ты, сопляк, лезешь в литературу, которую я и другие маститые мужи в поте лица и кармана создавали?!
Я надеюсь, Вы не поймёте меня превратно: я пишу не из-за самомнения. Многие свои недостатки я знаю, на многие указывают друзья и старшие товарищи. Но когда это делается по-хамски и прикрывается маской партийности – меня возмущает!
А ларчик открывается просто: Вл. Павловичу не нравится, что я не хожу к нему на поклон…
Есть много подробностей во всём этом деле, тов. Гудзенко, да я не буду забирать у Вас время. Это так – накипело в душе и прорвалось.
Из-за этих исторических событий я и не счёл удобным для себя передать от Вас привет Вл. Беляеву. Остальные Ваши просьбы я выполнил: две книги – Тудора и Гаврилюка, «День отца Сойки» и «Берёза» – выслал.
Не сетуйте, что не новые – спешил и др. не достал. Виталий закончил 2/3 своей повести «Хотинцы». Кажется, очень удачно. Вася Глотов жив-здоров, по-видимому, часто поднимает стакан за здоровье москвичей… Оба они кланяются Вам и Вашей супруге.
Если будет время – черкните пару слов о своём житье-бытье, да о делах московских.
И. Рядченко
г. Львов
17. I.48

 

(л. 4-4 об.)                                              Дорогой тов. Гудзенко!
Спасибо за открытку. Очень рад, если хоть что-либо полезное сделал для Вас. Тем более что «Огонёк» для меня не загорелся – не огорчаюсь. Видите ли, я сам немного виноват. Стихи, которые Вы получили, я спешил отправить и отнёсся к ним не совсем серьёзно.
Мне не вам рассказывать о том, что мечтой каждого молодого литератора является напечататься в Москве… Два месяца назад я отправил в журнал «Новый мир» целую кучу стихов. Этому предшествовало следующее: ещё в начале 1947 г. я послал туда четыре стихотворения, что было сделано отнюдь не в надежде увидеть их напечатанными, а просто узнать мнение. Чуть ли не через год (когда я уже забыл о своём историческом поступке) пришло из «Нового мира» в наш старый львовский мир письмо, написанное по поручению К. Симонова зав отделом поэзии С. Мазо. В нём я нашёл много приятных для себя вещей, в том числе сообщение, что К. Симонов возлагает надежды на моё следующее жертвоприношение журналу. Вдохновлённый теплотой письма, я через месяц и послал в атаку ту кучу стихов, о которой я уже упоминал.
Ответа ещё не имею, да скоро и не жду. Но, признаться по совести, сейчас мне уже хочется править стихи, вероятно, мирно дремлющие в архивах «Нового мира»!!
Из этого следует вывод: если мне хочется свои стихи править, то посторонним едва ли захочется их печатать. Ну, да поживём – увидим.
Вам я посылаю несколько стихотворений и балладу, еще нигде не опубликованные и никуда не посланные. Будет время – посмотрите. Для меня было бы очень ценным узнать Ваше личное мнение. Во всяком случае, если б вы нашли нужным стихи направить в свет, я думаю, лучше всего было бы отдать их в «Смену» – Куклису. Вы его, кажется, знаете?
У нас всё по-старому. П. Козланюку и И. Вильде дали ордена Трудового Красного Знамени.
Вася Глотов неожиданно проявил большой интерес к музыке и сделался «песенным провитязем» – печатает одну песню за другой. Виталий опять умотал в Черновицы – к своим милым «Хотинцам». Сегодня должен вернуться.
Тов. Гудзенко! Есть просьба к Вам: если будете писать мне письмо – черкните в двух словах, что в Москве нового, как жизнь. Приглашений о приезде к нам повторять не буду – всегда рад.
И, конечно, – чем могу быть полезен, всегда сделаю.
Ещё раз спасибо за внимание.
С искренним уважением
И. Рядченко
Г. Львов
2. II.48

 

(л. 5) На конверте адреса: Москва, Хлебный пер., дом 14/13
                                                           Семёну Гудзенко
          Обратный адрес: гор. Львов, ул. Кутузова, 102/3
                                               Рядченко И.И.

 

 

                                                                                                                                      Яндекс.Метрика