Выступление С.Гудзенко "О поэзии и поэтическом мастерстве", 1951 г.

РГАЛИ ф. 2207, оп. 1 е.х. 79

О ПОЭЗИИ И ПОЭТИЧЕСКОМ МАСТЕРСТВЕ
(из выступлений и отзывов С. Гудзенко
на II Московском совещании поэтов, 1951 г.)

        ...Всегда признаком дарования является, на мой взгляд, умение решить общую тему оригинально и неожиданно.

        ... Когда, если не в самом начале пути, искать? Искать, оступаясь. Искать, выбиваясь из сил. Однообразие становится характерным для молодой поэзии.

        ...Гладко написаны стихи о комсомоле и о Горьком. Кажется, в этих произведениях всё на месте, но почему-то никаких чувств и мыслей они не тревожат. Дело в том, что эти стихи построены антипоэтично: простое перечисление исторических примеров и биографических фактов заменили поэтическую мысль. Стихи о комсомоле написаны как передовая к юбилею ВЛКСМ. Поэтесса забыла, что у стихотворения и передовой разные законы, что нельзя создать стихотворение при полном отсутствии своих образов, своей интонации, своего отношения к событиям и материалу. Это же относится к стихам о Горьком, о Сталинграде, о волжанах – в них всё, что было уже у других поэтов, пишущих на ту же тему. Ни одной задерживающей взгляд детали! Ни одной звучной и крепко сколоченной строфы!
        Но там, где материалом для лирики становится судьба, жизнь, биография поколения, там оживает поэзия.

        ...Я, вспоминая фронтовую работу своих ровесников, понимаю, что бывают стихи первого впечатления и стихи, когда эти впечатления уже отстоялись, образы тщательно отобраны и реальный факт или размышления увенчаны обобщением.

        …Мне думается, может быть поставлен вопрос о типичной для многих поэтов болезни: краткости ради краткости, краткости не от взыскательности, а от бедности или инертности.

        ...Прямолинейность в обрисовке действующих лиц, упрощённость образов живых людей – всё это сделало поэму неоправданно плакатной... [В стихах] очень точные детали, четкая мысль, суровая и мужественная интонация. Но иногда сдержанность переходит в свою крайность – скучную бедность средств изображения. Тогда вместо ясности появляется серость, что далеко не одно и то же.

        ...Форма этого и многих других стихов Б. – не прочная, она расползается. Строка, эпитет, образ, рифма идёт у молодого поэта в дело первая попавшаяся. Не отбирая, не шлифуя, он вносит в стихотворение часто явно бракованные детали – рифма, эпитет и т.п. От этого вся конструкция стихотворения подвержена неожиданным обвалам.
        Скоропись и общие места губят хорошие вещи. Слабые строфы и проходные пустопорожние строчки досадно вырываются из удачных стихотворений... Отсутствие настоящей работы над стихом пагубно сказалось на его первой книге и может принести ему немало вреда в будущей. Нельзя забывать, что одна тема ещё ничего не решает в литературе – вопрос выполнения, вопрос формы должен занимать в равной степени поэта.

        ...Наиболее удачными мне кажутся... стихи на международную тему, на острую и самую главную тему нашей литературы. Это очень отрадно, ибо за последнее время даже в этой теме уже появился мертвый шаблон, неверная крикливая интонация. Из стихотворения в стихотворение, от поэта к поэту кочуют банальные образы, стёршиеся от многократного употребления. Образ и живая мысль заменены восклицательным знаком и непереваренным фактом. Ясно, что такие стихи потеряли всякую силу воздействия и кроме вреда принести уже ничего не могут...
        Очень часто и очень многими поэтами забывается необходимость задумывать и продумывать всё стихотворение. Эскизы и наброски, которыми полны рукописи молодых, как мозаика, ещё в сумме могут создать картину, но в отдельности производят впечатление незавершенности и маломощности...
        ...Точные и яркие реалистические факты, хорошие бытовые детали делают поэзией газетные факты, знакомый всем нам материал...

        ..."Доблесть" – это фронтовой эпизод о встрече и таране нашим лётчиком фашиста. Таких зарифмованных эпизодов в годы войны было тьма, но не согретые душевным теплом, не оснащённые достоверными деталями, они производили неважное впечатление на читателей-фронтовиков, да и на всех ценителей поэзии. Такой эпизод в 1956 году уже совсем звучит несерьёзно, ибо он сух и лишён всякой оригинальности и правды.
        ...Там, где реальный факт пришёл в стихи в результате тщательного отбора, где мысль поэта подчинила его себе, где все элементы рассказа [поэтического – С.Я.] работают на поэтическое обобщение, где читателю даётся возможность и дорисовать, и домыслить картину, где поэтом привлечён интересный и не бывший в употреблении материал – там его ждёт удача.
        Там, где поэт торопливо зарифмовывает случайный или банальный факт, где мысль тускла, где нет никаких возможностей читателю продолжить после прочтения, про себя, идею стиха, – там и форма слабей, там рассказ не получается.
        ...Что касается вопросов формы, то мне хочется остановиться на двух моментах. Первый. Невнимание к построению, правдоподобию стиха, часто приводящие к срывам или провалам, или к недочётам в удачных вещах... Второй момент. Поэт перегрузил все свои стихи непереводными азербайджанскими словами... Они не создают колорит края, как думал поэт, а производят впечатление умышленно, для экзотики, напичканных в русскую речь азербайджанских слов. Это старомодно и давно уже практикой всей нашей поэзии опровергнуто.

        ...Второй цикл стихов фронтовых... Этот цикл особенно возмутил меня и отсутствием поэтического такта, когда идёт речь о погибших или освобождённых иностранцах, и полным неумением сказать по-новому о том, что пришлось пережить в походах. Почему? Да потому, что О. снова и в этой теме идёт от литературных образцов, схем, шаблонов... Мог и о войне О. писать лучше, живей, если бы биография и судьба поэта стали материалом для фронтовой лирики, если бы стихи других поэтов не были бы для него важней того, что происходило вокруг него и внутри него, в его душе. Итак, осуществлённой бедой двух первых циклов, кроме неряшливости и бесцветности стиха является их несамостоятельность и рассудочное бессердечье.
        ...Путь к настоящей поэзии – это путь от общих мест к точным и поэтичным темам, деталям, интонациям, это поиски своего отношения к происходящим событиям, к материалу, это поэтизация повседневного труда, умение с тактом и вкусом раскрыть своё "я" рядом с образами современников... Все эти "Мониторщик", "Садовод" и т.п. – суховатая фактография, которая ничего общего с поэзией не имеет...

        И происходит это оттого, что поэты перестают писать о том, что они хорошо знают, прочувствовав и обдумав, оттого что поэтический вымысел вытеснен механической зарифмовкой живой натуры – без отбора, без задачи. Абсурд этого приёма виден в стихах "Война с комаром", где поэзия уже полностью вытеснена инструкцией по борьбе с апофелесом. Конечно, и война с комаром могла стать поэзией, если бы образы живых людей озарили весь текст, если бы живая мысль цементировала полезные наблюдения и наставления, если бы описания комариной охоты не стали самоцелью.

        ...Стихи о зарубежном востоке, Лондоне, бразильском друге... обнаруживают и свою "газетную" основу, т.е. написаны они не на виденном и пережитом материале, а на прочитанном или услышанном, что всегда является второсортным в поэзии...
        ...Мне думается, что самым главным в работе русских поэтов, живущих в областях и республиках, является изображение в художественных образах своего края. Поэт открывает русскому читателю Баку. Поэт, как землепроходец, хотя и приходит гораздо позже географов и геологов, но может смело говорить о своём открытии края. Так говорил Маяковский – "Мое открытие Америки".
        ...Нужно пробовать смелее и настойчивей писать стихи с меньшим количеством общих мест, бывших в употреблении строк и даже целых приемов ("Горб" как у Смелякова, по тому же приему.) Еще хочется сказать, что иногда поэт, вырываясь из общепринятых размеров и рифмовок, скатывается к непережёванной прозе, как в "Возвращении", где поэту не удалось заставить людей говорить между собой, что в поэзии сделать нелегко, но раз уж взялся – пытайся довести это до высокого качества. А то "Возвращение" без стержня, на банальной мысли о том, что тыл работал на фронт, рассыпается из-за неряшливых рифм и прозаических, неоправданных строк. И последнее замечание по стихам – это интонационное. Жаль, что, живя на богатом материале и владея умением строить стихотворение, П. мало заботился о том, чтобы своя судьба и своя отсюда интонация, своя биография и отсюда своё отношение к материалу резче проступали сквозь ткань стихов.

        ...В стихотворении "Орденоносный"... перечисляются давно известные примеры героизма комсомола, награждённого тремя орденами. Поэтесса не сумела найти своих образов и поэтому её вещь напоминает зарифмованную передовую к знаменательной дате – юбилею ВЛКСМ. У поэзии и у передовой разные законы. Не случайно под передовой не стоит подпись, а стихи без имени автора пока ещё не издаются. Значит, индивидуальность поэта должна всегда чувствоваться в его произведениях.
        ...Без вымысла не может быть удачным даже маленькое стихотворение. Архитектура стихотворения может быть сложной или простейшей, но без неё поэзия рассыпается на строки, образы и т.п.
        ...Лирическое дарование требует большой работы. В поэзии нельзя петь, как птичка. Работа, работа, работа – нужна каждому самому маленькому и интимному стиху.

 

 

 

 

                                                                                                                                      Яндекс.Метрика